Предыдущий раздел
К оглавлению
Глоссарий
Следующий раздел

 

Примеры реальных кодировочно-шрифтовых систем для церковно-славянского письма

Чтобы проиллюстрировать приведенный выше сухой теоретический материал, я приведу здесь ряд примеров реальных КШС различных дизайнеров. Я не ставлю своей целью создать всеобъемлющий справочник. Один-два характерных примера на класс -- это все, что мне было нужно.

Хочу сразу же отметить, что сам факт описания мной здесь той или иной КШС вовсе не означает, что тот или иной шрифт у меня действительно имеется, и уж тем более свободно распространяется. Описание некоторых случаев я просто находил в сети в виде картинок без самих шрифтов, другие попадали ко мне в руки при необходимости переделки некоторых шрифтов к нуждам конкретных изданий, с условием уничтожения рабочих материалов по окончании работы. Некоторые из описываемых мною КШС имеют вполне конкретные авторские права и не подлежат свободному распространению, поэтому я прошу не присылать писем с просьбой "пирислать мне адному тот класный шрифтец, что имееца у вас на странице...". Я не буду отвечать на такую корреспонденцию. Ряд общераспространенных материалов можно найти в Сети банальным поиском, либо посетив мою страницу ссылок.

Несмотря даже на эту оговорку, я готов изымать какие-то материалы из приводимого описания, если авторы соответствующих КШС будут предъявлять свои претензии. Вместе с тем, любые авторские замечания и уточнения к моим собственным описаниям горячо приветствуются.

 

Приводя конкретные КШС, я буду анализировать их в следующих аспектах:

8-битные одношрифтовые КШС, привязанные к форме букв конкретных гарнитур

Киприан (Kyprian)

Это 8-битная одношрифтовая КШС комбинированного типа. Свободно не распространяется. За основу гарнитуры была взята известная "Ижица", однако форма букв подверглась существенной переделке. Пропорции стали более вытянутыми по вертикали, а некоторые символы (наподобие "Аз заглавного") нарисованы заново. Кроме того, шрифт снабжен всеми необходимыми надстрочными знаками (в виде накладных надстрочников нулевой ширины) и каким-то количеством лигатур. В свободные места помещен клипарт. Получилось что-то вроде этого:

 

О кодировке. Налицо наличие многочисленных повторений. Кроме того -- старославянские символы, которые, с одной стороны, есть, а с другой -- их все-таки недостаточно для старославянских текстов. Похоже, имеющийся беспорядок -- это смесь остатков от кодировки исходной "Ижицы" и переделок нескольких версий самого шрифта.

О надстрочниках. Нетрудно видеть, что накладные надстрочники здесь доминируют, ибо лигатур очень мало. Нет даже традиционных для . Действительно, форма букв и смещение надстрочников подобраны так, что отдельные лигатуры почти не требуются. Гарнитура в каком-то смысле уникальная. Буквы и даже здесь имеют сравнительно большую ширину, чем в других гарнитурах, из-за чего для них вполне подходят надстрочники со смещением для среднеширинных букв. "Рога" у специально разведены, дабы вмещать между ними даже тяжелое ударение.

Обратите внимание на то, на каких позициях расположены надстрочники: на символах цифр, то есть, верхнего ряда клавиатуры. Это, вкупе с использованием для основных символов латиницы и русских букв, позволяет избежать необходимости в специализированной раскладке клавиатуры. Пример довольно показателен, но не в полной мере. Встречаются кодировки с расположением надстрочников для строчного регистра на цифрах, а для заглавного -- на тех кодах, которые генерируются раскладкой при нажатии цифр с Shift-ом.

Инвариантность относительно смены гарнитуры, очевидно, отсутствует. Слишком уж привязана данная кодировка к форме букв именно своей гарнитуры. Простая смена шрифта здесь, очевидно, тоже невозможна: не на что будет менять. Кернинг в силу малого количества лигатур и доминирования накладных надстрочников здесь проблематичен: надстрочники будут постоянно разрывать кернинг-пары. По той же причине (доминирование надстрочников) здесь невозможен нормальный трекинг.

Доступность в 8-битных приложениях. На первый взгляд, проблем здесь не предвидится -- кодировка-то 8-битная. При детальном рассмотрении, однако, видны некоторые изъяны. А именно, занятость позиций, из обычных TrueType-шрифтов и страницы 1251 недоступных: позиции 0x7F, 0x98, а также 0x14 и 0x19. На 0x98, 0x14 и 0x19 расположены не очень важные для позднего извода символы, а вот 0x7F занимает довольно важная лигатура . Очевидно, кодировка рассчитана на Type1-шрифты и использование ATM -- там такие вещи позволяются.

Об инструментарии набора ничего не известно. Такое впечатление, что набор ведется в обычной системной раскладке с переключениями между кириллицей и латиницей. Редкие лигатуры из "недоступной" части, возможно, просто набираются через Alt+код.

Автором шрифта является Григорий Иванов. Гарнитура используется в основном в изданиях "Живоносного Источника". Во избежание проблем со спам-роботами, я не привожу на своих страницах никаких почтовых адресов без согласия респондентов. Если Вам потребуется связаться с автром, напишите мне.

 

Печерская (Peczerskaja)

8-битная одношрифтовая КШС с надстрочниками нулевой ширины, без лигатур. Действительно интересный случай, ибо авторам удалось реализовать церковно-славянскую кодировку приемлемого для издательства качества без единой лигатуры.

 

Шрифт свободно не распространяется. Гарнитура скопирована из дореволюционных изданий типографии Киево-Печерский Лавры, откуда и получил свое название шрифт. Используется в современных изданиях КПЛ, а также некоторыми московскими издателями.

Обратите внимание на большое количество свободного места. Это -- следствие полного отсутствия лигатур. Вместо них для букв с выступающими верхними элементами (, ) сделаны глиф-варианты со спиленными верхними частями (см. позиции 0x84 и 0xA3). Уникально решение с точками для и . Для них предусмотрен единый надстрочник (0x58). Такой подход экономит одно знакоместо на регистр, однако делает кодировку привязанной только к фиксированной форме букв.

Инвариантность относительно смены гарнитуры, очевидно, отсутствует. Простая смена шрифта, поэтому, -- тоже. Кернинг в силу полного доминирования накладных надстрочников здесь работать не будет. Нормальный трекинг также невозможен. Вместе с тем, кодировка вполне доступна из 8-битных приложений.

Об инструментарии известно лишь то, что при наборе используется модифицированная под данную кодировку раскладка клавиатуры. Для дополнительных "нерусских" символов в ней определены комбинации с AltGr.

 

8-битные одношрифтовые КШС, инвариантные относительно смены гарнитуры

UCS8 (United Church Slavonic encoding, 8-битный слой)

Это 8-битная одношрифтовая КШС комбинированного типа. Инвариантна относительно смены гарнитуры и, следовательно, к какой-либо конкретной гарнитуре не привязана. Фактически это кодировка.

 

Сфера применения этой кодировки -- церковно-славянские тексты позднего извода. Подобными шрифтами можно эффективно набирать обычный, не капитализированный текст. Для капитализированных заголовков предусмотрены так называемые капшрифты, в которых на месте всех строчных букв и лигатур расположены заглавные. Подробнее о кодировке рассказывается в разделе "Единая кодировка".

Как уже было сказано, кодировка инвариантна относительно смены гарнитуры. При проектировании на этом был сделан основной упор. Соответственно, простая смена шрифтов также работает без проблем, если только в выделенный участок не попадают одновременно обычный и капитализированный текст. Поддерживается всеми 8-битными приложениями, способными "увидеть" шрифты в кодировке 1251.

Кернинг. В кодировке присутствуют накладные надстрочники, однако набор лигатур подобран так, что все необходимые кернинг-пары, при условии полного использования всех имеющихся лигатур, никогда не разрываются стоящим между ними накладным надстрочником.

Трекинг в этой кодировке противопоказан. Для разрядки можно сделать специальное разрядочное начертание.

В качестве инструментария имеется пакет "Ирмологий-4", позволяющий вести "прозрачный" ввод и редактирование текста пока что в Word 97 и выше. При редактировании можно свободно менять надстрочники над буквами: пакет самостоятельно разбирает лигатуры и собирает комбинацию с новым надстрочником в самой оптимальной композиции. После редактирования текста в Word его можно экспортировать в нужные приложения любыми средствами, включая буфер обмена. Так как кодировка 8-битная, от конечного приложения достаточна поддержка операций с буфером на уровне Plain текста. Пакет распространяется свободно, найти его можно в разделе "Инструментарий". Примеры общераспространенных шрифтов в кодировке UCS8 имеются в разделе "Шрифты".

 

8-битные КШС на двух начертаниях одного семейства

Сатис (Satis)

Это 8-битная КШС полнолигатурного типа, расположенная на двух начертаниях одного семейства с разделением по регистру. Шрифт является оригинальной разработкой и собственностью петербургского издательства церковной литературы "Сатисъ". Свободно не распространяется. За основу рисунка букв взята известная дореволюционная гарнитура, встречающаяся очень часто в современных репринтах. Например, этой гарнитурой напечатаны (факсимилированы) сегодняшние официальные патриархийные издания Триодей, Часослова и Типикона. Вот имеющийся в моем распоряжении скриншот:

Слева расположен шрифт, отображающийся на полужирное начертание, справа -- на обычное. Как я уже рассказывал в обзоре этого метода, набор в основном идет в малом регистре обычным начертанием, а для вставки в текст заглавной буквы необходимо набрать строчную и сделать ее "полужирной". Несколько нестандартное, но довольно эффективное использование начертаний Normal и Bold.

В силу своей полнолигатурности КШС, очевидно, инвариантна относительно смены гарнитуры, а в силу расположения двух шрифтовых "половинок" на начертаниях одного шрифтового семейства, допускает беспроблемную простую смену шрифта. Имеются ли в издательстве "Сатисъ" гарнитуры помимо приводимой, мне неизвестно. Но при наличии таковых сделать совместимый между собой набор шрифтов не составит большого труда.

8-битные приложения видят шрифт без труда. К сожалению, неполный обзор кодировки на картинках не позволяет мне сделать более строгий анализ на запрещенные в стандартных кодовых страницах символы. Единственное требование к приложению -- способность менять начертание внутри текста. В случае обмена через буфер приложение обязано уметь воспринимать формат RTF буфера обмена.

Кернинг. Работает без проблем между всеми буквами одинакового регистра. но не работает между регистрами. Кто-то может счесть невозможность кернинга между заглавными и строчными буквами большой потерей, кто-то -- махнуть рукой.

Трекинг и иже с ним. Работает без проблем. Кому-то это не понадобится, кому-то, наоборот, окажется очень важным. Разрядку можно делать обычным программным способом.

Инструментарий. О нем, как всегда, известно мало. По словам одного из разработчиков, для набора и вычитки используется промежуточный шрифт, в виде одного файла, без лигатур и с накладными надстрочниками. Набор ведется в Word. После вычитки текст обрабатывается макросом, который свертывает буквы с надстрочниками к лигатурам и задействует переключения начертаний. После этого текст экспортируется в верстальную программу.

 

Книжица

Книжица представляет собой древнеязычный текстовый процессор. Этот программный продукт специально приспособлен для набора в царской гражданке с ударениями, на церковно-славянском и древнегреческом языке. В основе церковно-славянских шрифтов лежит КШС, подобная рассмотренной выше. Подробная раскладка мне недоступна. да в ней и нет особой необходимости. Идея та же: полное лигатурирование, два начертания Normal-Bold, разделение по регистрам. Я решил дать описание Книжицы в силу особенности ее инструментария.

Это единственный известный мне продукт, где была предпринята попытка создать с нуля полностью специализированную под древние языки систему редактирования текста. Автором системы является Юрий Ермолаев. Более подробное описание программы дано здесь. Изначально редактор базировался на стандартном RTF-контроле от MS, в дальнейшем предполагалось полностью переписать ядро. Я приведу скриншот, взятый со страницы разработчика:

Есть возможность ввода букв с клавиатуры настоящей или виртуальной, рисуемой поверх текста. Конвертация между различными форматами должна была стать прозрачной -- между существующими распространенными ЦС КШС и редукция церковно-славянского текста к гражданскому. Предполагались средства для поддержки славянской вязи. Проверка орфографии, расстановка переносов и тезаурус; операции с числами и датами, записанными в разных форматах и стилях, использование встроенного церковного календаря и Пасхалии; обеспечение работы со встроенными полными гипертекстами Русской, Славянской и Греческой Библии (поиск и проверка цитат, ссылок, "симфония") -- все это предполагалось реализовать в более поздних версиях пакета.

К сожалению, проект заглох. Приведенная на странице разработчика информация относится к 1999 году. Очень жаль, было бы интересно пронаблюдать за развитием оболочки, написанной не на основе имеющегося текстового процессора наподобие Word, а с нуля. Этот подход достаточно трудоемок, но способен давать результаты, недостижимые другими, более легкими методами.

 

Мультишрифтовые КШС

Ирмологий 1, 2 (Irmologion)

Это мультишрифтовая КШС почти полнолигатурного типа, с применением накладных надстрочников только для очень редких букво-титл. Распространяется свободно. Сегодня уже не поддерживается в силу существования более удобной КШС "UCS8", однако пока все еще распространена. Нам, однако, она важна как пример КШС рассматриваемого класса.

"Ирмологий" располагается на "семействе" из 13 шрифтов. Каждый шрифт содержит полный набор основных церковно-славянских букв в одной для всех кодировке. В первом шрифте все буквы даны без надстрочников. Во втором -- над всеми буквами стоит прямое ударение, в третьем -- тяжелое ударение, и т.д. Вот пример фрагмента нескольких шрифтов:

С букво-титлами ситуация следующая. Для , наиболее распространенного букво-титла, выделен отдельный шрифт. Остальные часто используемые титло-пары сгруппированы в одном шрифте, по признаку основной буквы под титлом:

Наконец, последний шрифт отведен для полного набора накладных надстрочников (в основном, букво-титл) -- "на всякий случай". Предполагалось заполнить его целиком, но у автора не было образцов многих букво-титл. Получилось следующее:

Последние два шрифта, безусловно, были нарушением общей идеи. Согласно ей, необходимо было сделать еще штук 50 шрифтов для каждого букво-титла. Многим пользователям, однако, было тяжело работать даже с имевшимися 13 шрифтами (несмотря на прилагавшийся инструментарий), поэтому был выработан такой вот компромисс.

КШС, в силу своей полнолигатурности инвариантна относительно смены гарнитуры. Проблемы в этом аспекте могут возникнуть лишь в местах использования шрифта накладных надстрочников. Но вот простая смена шрифта в данной КШС невозможна. Если бы существовала еще одна родственная Irmologion гарнитура в описанной кодировочно-шрифтовой традиции, смену гарнитур на выделенном участке текста должен бы был производить конвертер.

КШС поддерживается 8-битными приложениями, ибо каждый шрифт семейства занимает. и достаточно свободно, только одну 1251.

Кернинг в этой КШС невозможен. Теоретически можно кернинговать пары в пределах каждого из шрифтов, практически же кернинга в тексте почти не будет из-за частого использования надстрочников в славянском тексте. Зато трекинг возможен вполне, если только мы не используем шрифт с накладными надстрочниками.

Инструментарий. К семейству шрифтов прилагался шаблон документа Word, содержащий в себе макросы для удобного набора без переключения раскладки, и прозрачного проставления надстрочников. Шаблон сопровождался документацией.

Что можно сказать об этой КШС? В ней много нелогичностей, связанных с малым опытом автора в то время, когда он взялся за ее создание. Конечно же, позднему изводу совсем не нужна сложность коллекции из 13 шрифтов. Однако идею мультишрифтового метода можно использовать при создании КШС, ориентированных на древние изводы, где, например, ударения могут стоять над любыми буквами, в том числе и согласными.

 

Предыдущий раздел
К оглавлению
Глоссарий
Следующий раздел